Требования к чтению учащихся 1 класса
Правильное, плавное, сознательное и выразительное нормальное по темпу (30—40 слов в минуту к концу учебного года) чтение целыми словами. Слоговое чтение трудных слов. Отчетливое произношение слов. Соблюдение правильных ударений в словах. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Умение соблюдать интонацию при чтении.
Уроки письма. Писать первоклассников начинают учить в школе чуть ли не с первого дня. Нужно сказать, что это умение дается не всем легко. Здесь замечена такая закономерность: дети, любившие до школы рисовать, лепить, успешно овладевают навыками письма.
Нередко родители не знают, как помогать детям, с трудом овладевающим письмом, при выполнении домашних заданий. Многих родителей приводит в замешательство новое очертание букв, письмо шариковыми ручками.
Сейчас в школах, где обучение грамоте ведется на русском языке, принято безотрывное и безнажимное письмо с некоторым упрощением шрифта. Нет нажимов и волосных линий, точек в начале некоторых букв. Начертание заглавных букв приближено, где это возможно, к форме букв строчных.
Эта система письма введена потому, что старая графика пришла в противоречие с массовой практикой и современными запросами жизни. Школа, отвечая ни запросы жизни, ставит сейчас в обучении письму задачу выработать ритмичный, плавный, с правильным наклоном почерк. Новая система заметно увеличивает скорость письма. Поэтому на уроках теперь больше времени остается для работы над орфографией.
Обучение письму начинается сразу в тетрадях в две линейки ручкой. С первого дня широко используются рабочие прописи. Ручка первокласснику нужна с достаточно твердым пером, легкая, тонкая и не очень короткая. С первого дня нужно обучать ребенка бережному обращению с ручкой.
Очень важно научить ребенка самостоятельно ухаживать за ручкой. Каждый день, перед тем как приготовить портфель на завтра, ручку не очень полно заправляют чернилами и тщательно протирают чистой мягкой тряпочкой. Раз в две недели обязательно промывают тепловатой водой, тщательно протирают и вновь заправляют чернилами.
Письмо для первоклассника связано с большим эмоциональным напряжением. Затрата сил далеко не всегда приводит ребенка к желаемому результату только потому, что «рука не слушается»: вместо ровненьких палочек одинаковой длины расползаются в разные стороны уродливые закорючки. Овалы «не склеиваются», а буксы оказываются повернутыми в обратную сторону. Главная причина всех этих неприятностей — в недостаточной скоординированности движений пальцев, кисти и предплечья. Навык письма — навык двигательный. Развитие ритма, плавности движения при зрительном контроле результатов письма — основные задачи, решение которых способствует выработке почерка.
Плавное движение руки возможно только при свободном положении предплечья. Если же у ребенка нет опоры для ног (дома это чаще всего происходит из-за несоответствия высоты мебели росту первоклассника), правая и левая руки испытывают разную нагрузку. Скованное тяжестью тела, предплечье правой руки утрачивает подвижность.
Немалую роль в достижении плавности письма играет и способ держать ручку. В работе участвуют три пальца: большой, указательный, средний. Остальные два подогнуты. Они представляют собой опору для пишущей руки. Слева и справа ручка прижимается к первым суставам большого и среднего пальцев. Сверху на нее свободно опускается палец указательный.
При письме авторучкой с закрытым пером ребенок привыкает очень легко водить им по тетради — след должен оставаться в виде четкой и достаточно тонкой линии одинаковой толщины.
Промокательная бумага всегда во время письма должна лежать под кулачком: от усилий и эмоционального напряжения ладони у первоклассников потеют, расплываются чернила — письмо выглядит неопрятно.
Важно правильное положение тетради. Ее кладут наклонно так, чтобы начало строки было всегда напротив середины груди ребенка. По мере заполнения страницы тетрадка по этой же наклонной линии передвигается вверх.
Давайте возьмем рабочие прописи нашего первоклассника и перелистаем страничку за страничкой.
Вспомним, как сами учились: сначала писали элементы букв, потом сами буквы и только потом составляли из букв слоги. Сейчас методика совершенно иная: без поэлементного письма ребенка обучают плавному безотрывному послоговому письму.
При этой методике вредной оказывается попытка некоторых родителей добиться от ребенка более красивого письма «домашними средствами». Самый распространенный из таких методов — заставить ребенка обводить красиво и правильно написанные буквы. Так, глубоко переживая неудачи Павлика в каллиграфии, мама — чертежница по профессии — просиживала до глубокой ночи над домашней тетрадкой сына, заполняя строку за строкой буквами, которые были даже красивее, чем в рабочих прописях. Рисовала мама буковка тонко отточенным графитовым карандашом. Павлик, придя из школы, должен был обвести образцы чернилами. Получалось неплохо. Но стоило мальчику начать писать самостоятельно — сразу все шло по-иному. Оказалось, что, сидя за письменным столом в пустой квартире, мальчик очень тяготился однообразной и скучной работой. Чтобы облегчить себе жизнь, он рисовал одну букву — от начала, другую — от конца, третью — и вовсе от середины. Овладение способом письма при такой методике совершенно не продвигалось.
Обнаружив, что бумага в тетрадях достаточно тонкая, в семье у Сани прибегли к другой «хитрости». На листе плотной бумаги тушью по всем правилам чертежного искусства был изготовлен «трафарет» — линеечки с косыми наклонными линиями, идущими на равном расстоянии друг от друга. Если бы родители Сани прежде, чем чертить такой трафарет, посоветовались с учительницей, она, вероятно, сумела бы убедить их в нецелесообразности этой затеи. В самом деле, новая система письма строятся на отказе от косых линеек. Ведь при этом вместо самоконтроля во время письма ребенок опирается на механическую ориентировку по сетке, Сознательное соблюдение высоты, ширины и наклона букв заменяется копированием. Само же наличие косой сетки побуждает ребенка не к послоговому безотрывному письму, как это требуют в классе, а к письму короткими, резкими движениями — поэлементному. Необходимо добавить, что врачи-гигиенисты указывают на возможность вредного влияния этого приема на зрение детей.
Как же следует помочь ребенку научиться правильно писать букву, слог с новой буквой, слово? Во-первых, нужно помочь ему правильно сесть за рабочий стол, принять устойчивое, удобное положение. Во-вторых, проследить, правильно ли лежит перед ним тетрадь. В-третьих, помочь ему выделить в своей работе правильно и недостаточно точно написанные буквы; отыскать ошибки и найти пути их исправления. Это и будет повторение тех приемов, которыми пользуются учителя во время работы на уроках.
Скорость письма в начале обучения очень мала. Только к концу года она достигает 20 знаков в минуту, возрастает в несколько раз. Ребенок привыкает при письме выполнять простые правила:
Буквы в словах следует писать с одинаковым наклоном.
Слова пишутся на одинаковом расстоянии друг от друга.
Слог нужно писать, не отрывая пера от бумаги.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |