Заказать кредит онлайн за 5 минут Челябинск
Для взрослых

 Порно фото взрослый сайт

Новые пользователи
Лента активности

Социально-культурная сфера

article16.jpg

 Усиление внимания к социально-культурной сфере в последние годы выразилось прежде всего в увеличении доли направляемых в нее трудовых ресурсов и капитальных вложений. В годы десятой пятилетки на данную сферу пришлось 20,5 % прироста численности занятых, в одиннадцатой пятилетке - 29,3 %, а в 1985 - 1989 гг. при общем уменьшении числа рабочих, служащих и колхозников на 3,3 млн. человек занятость в  социально-культурном комплексе возросла почти на 2,1 млн. человек. Для сравнения можно указать, что в этот последний период занятость сокращалась не только во всех отраслях материального производства, за исключением строительства, но также в науке и научном обслуживании, кредитовании и государственном страховании, аппарате органов управления. Таким образом, социально-культурная сфера заняла приоритетное положение с точки зрения распределения трудовых ресурсов.

Существенный сдвиг произошел в распределении инвестиций. После длительного уменьшения доли капитальных вложений в социально-культурную сферу в общем объеме инвестиций она начала расти. Пятилетний план предусматривал увеличение по сравнению с предыдущей пятилеткой ввода школ на 41 %, дошкольных учреждений - на 54, больниц - на 19, поликлиник - на 35 %. Намечалось существенное расширение строительства стадионов, плавательных бассейнов, дворцов спорта, музеев, театров, киноконцертных залов.

По ряду позиций задания пятилетки были позднее увеличены в ходе формирования годовых планов. Фактически среднегодовой ввод объектов социально-культурной сферы за период 1986 - 1989 гг. возрос по сравнению с 1981 - 1985 гг. по общеобразовательным школам на 38,4 %, по дошкольным учреждениям - на 10,0, по больницам - на 14,4, по поликлиникам - на 38,3, по клубам и домам культуры - на 51,4 %.

Вместе с тем возникли трудности с освоением выделяемых средств, и уже в середине пятилетки наметилось некоторое снижение ввода учреждений по сравнению с уровнем, первоначально достигнутым за счет перераспределения ресурсов в пользу социально-культурного комплекса. Так, ввод дошкольных учреждений в 1989 г. уменьшился по отношению к 1987 г. на 23 %, поликлиник - на 15, клубов - на 32 %. На двенадцатую пятилетку были намечены и в основном осуществлены крупные мероприятия по повышению  оплаты в народном образовании, здравоохранении, культуре. Вместе с тем эти мероприятия реализовывались не вполне последовательно.

В связи с увеличением бюджетного дефицита в 1989 г. были пересмотрены в сторону некоторого сокращения планы, касавшиеся ставок и окладов ряда категорий работников социально-культурной сферы. Однако в конце 1990 г. введение новых ставок и окладов было ускорено. В итоге к 1 января 1991 г. во всех отраслях социально-культурного комплекса завершился переход на новые условия оплаты труда. Тем не менее, средняя заработная плата в этих отраслях оставалась существенно более низкой, чем в материальном производстве. Данное обстоятельство, а также динамика   розничных   цен   определили   необходимость неотложных мер по   дальнейшему   повышению   ставок и окладов.

После 1985 г. заметно активизировалась деятельность предприятий и учреждений социально-культурной сферы, направленная на оказание платных услуг населению. Только за 1986 - 1989 гг. объем платных услуг культуры увеличился на 19 %, санаторно-курортных и оздоровительных услуг - на треть, туристско-экскурсионных - в 2,2 раза, а платных услуг здравоохранения - почти в 3 раза. Вместе с тем все очевиднее становилась потребность в специфических формах адаптации социально-культурного сектора к формирующейся рыночной среде.

В целом развитие социально-культурной сферы в двенадцатой пятилетке не только в определенной мере ускорилось, но и характеризовалось нарастанием разнообразия, инициативы, выявлением тех противоречий, которые ранее загонялись вглубь. Интенсифицировались поиски рациональных экономических моделей, в ряде отраслей проводились эксперименты, формировался новый хозяйственный механизм. Все это позволило если не решить, то значительно глубже понять многие проблемы рассматриваемой сферы, обнаружить преимущества и недостатки различных подходов к применению в ней экономических методов управления.

Выбор наиболее приемлемых подходов предполагает, разумеется, учет не одних лишь новых задач, но также особенностей ресурсного потенциала, технологий и результатов труда, органически присущих социально-культурной сфере. Анализ этих особенностей - неотъемлемое условие разработки эффективных форм и методов хозяйствования, нацеленных на качественное совершенствование социально-культурного обслуживания.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 715 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий